Транспорт и связь в Российской империи

Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Морской транспорт
Сводные показатели транспорта в России и США
Связь в Российской империи

Железнодорожный транспорт

Первая железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии в 1825 году. В 1830 г. созданы первые мили железных дорог в США. Первая железная дорога в России построена в 1837 году (С-Петербург - Царское Село, 12 км). Толчком для интенсивного развития железных дорог в России стала война 1853 - 1856 гг., показавшая невозможность быстрой доставки войск, боеприпасов, продуктов питания к месту боевых действий гужевым транспортом.

Таблица: длина железных дорог в развитых странах в 1861 и 1913 гг., тыс. км.

По плотности железнодорожной сети Россия значительно отставала от развитых стран.

Длина железных дорог в России и развитых странах, тыс. км, 1860 - 1918
Плотность железнодорожной сети в некоторых странах в 1913 г., км  на 100 км2 территории.

Первый паровоз в России был изготовлен в 1869 г. По объемам производства железнодорожных транспортных средств Российская империя многократно отставала от США. Так, за период 1869 - 1897 гг. в России произведено 5080 паровозов [13], в США только за 1880 - 1897 гг. - 29910 [S.2]. Данные за другие годы приведены на графиках.

Производство паровозов в России и США, тысяч, 1880 - 1920
Количество паровозов в России и развитых странах, тысяч, 1880 - 1920
Производство товарных вагонов в России и США, тысяч, 1880 - 1920.
Количество товарных вагонов в России и развитых странах, тысяч, 1890 - 1915.

В 1911 г. в Российской империи было 26,3 тыс. пассажирских вагонов [5]. В 1913 г. в США - 51,7 тыс., Великобритании - 54,5 тыс., Германии (без Эльзас-Лотарингии) - 62,2 тыс. [111].

Российская империя значительно отставала от США по объемам перевозки грузов железнодорожным транспортом (в 1913 г. - более чем в 8 раз) и пассажиров.

Основными грузами, перевозимыми по российским железным дорогам, были уголь, хлебные грузы, лес.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом, Россия и развитые стран,млн. т., 1895 - 1915
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млн. человек, 1890 - 1915.

На 01.01.1914 70% всей российской железнодорожной сети принадлежало государству, 30% - частным лицам. Доход от деятельности железных дорог был весомой частью доходов бюджета государства (в 1913 г. он составил 25,5% от всех обыкновенных доходов, см. раздел «Бюджет»).

Основным источником энергии для железнодорожного транспорта был уголь. Расход топлива железнодорожным транспортом России в 1913 г.: уголь - 65,2%, нефть - 21,7%, дрова - 13,1% [17].

Автомобильный транспорт

Автомобильных заводов в стране не было. Автомобили в очень небольших количествах производились на непрофильных предприятиях, в частности - на Русско-Балтийском заводе. Всего, по оценкам специалистов, до войны их было произведено не более 0,4 - 0,5 тысяч. Основным источником поступления автомобилей в страну был импорт. Как видно из графиков - очень незначительный.

Производство автомобилей (грузовых и легковых), тысяч, 1900 - 1925
Количество автомобилей (грузовых и легковых) в развитых странах, 1900  - 1920.
ПоказательРоссияГерманияФранцияВеликобританияСША
Количество автомобилей
на 1000 человек населения в 1913 г. [10]
0.061,12,34,513

Ежегодный ввоз автомобилей в Российскую империю, штук, 1900 - 1913
Дороги - одна из постоянных проблем России

В дореволюционной России шоссе - это всесезонная гужевая (позже - автогужевая) дорога с твердым покрытием. Но таких дорог было очень мало, дороги, в основном, были грунтовыми.

«Общее протяжение всех дорог Империи (без 8 финляндских губерний), находившихся в ведении Министерства путей сообщения и Внутренних дел, простиралось к 1 января 1913 года до 726193,6 верст, из коих на долю дорог с каменной одеждой приходилось 33708,9 или 4,6%, а вся остальная часть - 692484,7 верст, или 95,4%, состояла из грунтовых дорог, преимущественно - обыкновенных грунтовых и проселочных, а на Кавказе и в Средней Азии отчасти и вьючных путей» [11].

Длина дорог с твердым покрытием в России и США, тыс. км. , 1904 - 1925

«Совершенно лишены каменных дорог 19 губерний» [11, 1914 г.]. В таблице приведена длина шоссе и замощенных дорог в некоторых губерниях на 01.01.1913 году [11, 1914 г.].

Длина шоссу и замощенных дорог в некоторых губерниях России, т км., на 01.01.1913

Морской транспорт

В начале ХХ века торговый флот России был значительно меньше флотов развитых стран. При этом, если в торговом флоте Великобритании парусные суда составляли (по водоизмещению) 4,6%, Японии - 0%, то в России - 28,4% (данные за 1912 г. по [9]).

Торговый флот развитых стран в 1912 г., чистая вместимость судов, млн. регистровых тонн.
Торговый флот развитых стран в 1913 г. и в 1990 г.

Великобритания владела почти половиной всех торговых паровых судов в мире.

Валовой тоннаж морских торговых паровых судов (100 тонн и более)
основных морских государств мира на июнь 1914 г.


Таблица: валовой тоннаж морских торговых паровых судов крупных государств на июнь 1914 г.

И по темпам развития российский торговый флот в конце XIX - начала XX вв. значительно отставал от торгового флота США и других развитых стран. На графиках - наглядный пример. (Валовой тоннаж (Gross tonnage) и водоизмещение - разные характеристики судов, поэтому данные нельзя совместить на одном графике).

Валовой тоннаж торгового  флота США (паровые и моторные суда), gross tonnage,  1000000, 1890 - 1918
Водоизмещение зарегистрированного торгового флота (паровые и моторные суда), млн. т, 1890 - 1915

Так, за 1900 - 1913 гг. валовой тоннаж торгового флота США увеличился на 2,7 млн. т, водоизмещение российского флота - на 0,17 млн. т.

В 1912 г. грузоподъемность гражданских паровых и моторных судов России составила 864 тыс. т.

Структура флота представлена на диаграмме.

Структура гражданского флота России (паровые и моторные суда) в 1912 г., проценты.

Власть, развивая военный флот, строительству морских торговых судов практически не уделяла внимания. В основном, российские морские торговые морские суда закупались (или строились по заказу) в Великобритании, США и др. странах.

«Столь слабое развитие у нас торгового флота происходит, прежде всего, вследствие отсутствия прочно поставленного у нас морского судостроения и общей недостаточности капиталов в России, а затем также и того обстоятельства, что, вследствие высокой стоимости эксплуатации наших судов по сравнению с таковою же иностранных, занятие мореходным промыслом не дает той выгоды, которую мог бы принести капитал, вложенный в другое какое-либо дело» [9].

«Все же, несмотря на соперничество железных дорог и препятствия на пути развития морской торговли, 3/4 российского внешнеторгового оборота в начале XX в. осуществлялось морским транспортом... В начале XX века около 92% российских морских грузоперевозок осуществлялось на иностранных судах, ниже этот показатель был только в конце XVIII века» [19]. Причем не известно, сколько из принадлежащих России торговых судов построены в России, а сколько - в других странах.

Перед войной в мировом судостроении уверенно лидировала Великобритания.

Водоизмещение судов, спущенных на воду в крупных странах в 1913 г., тыс. т. Учтены суда водоизмещением 100 т. и более.

Следует отметить, что и доля товаров, перевезенных морем собственными морскими судами США, постепенно уменьшалась, и достигла в 1914 г. 11,4% (по импорту) и 8,8% (по экспорту).

Доля товаров, перевезенных собственными морскими судами в США и из США, в процентах от общего объема товаров, перевезенного морским транспортом в США и из США, 1850 - 1914

Война внесла свои коррективы. Германский флот ополовинен, российский «разорван в клочья», англосаксы - «впереди планеты всей».

Тоннаж стальные паровых и моторных судов торгового флота крупных странн, тыс. тонн, 1914 г. и 1923 г.

Сводные показатели транспорта в России и США

Таблица: сводные показатели транспорта в России и США, 1913

Связь в Российской империи

Почтовая и телеграфная связь

Показатели почтовой связи в 1913 г. [5, 11, 111]

Таблица: Показатели почтовой связи в 1913 г.
Показатели телеграфной связи в 1913 г. [5, 11, 111]

Показатели телеграфной связи в 1913 г.
Развитие телефонной связи

Телефон в царской России был доступен только богатым и чиновникам. Темпы прироста количества абонентов телефонной сети были очень низкими. США лидировали в мире по скорости обеспечения населения страны телефонной связью. В 1912 г. длина линий телефонной связи в США составила 20,2 млн. км, в 1915 - 29,8 млн. км [111]. Для сравнения: в Великобритании - 2,7 млн. км, в Германии 6,7 млн. км, данные для 1913 г. [111].

Количество установленных телефонов в США, России и Германии (количество абонентов), миллионов, 1900 - 1917.


Раздел из книги "Российская империя и страны мира в цифрах"

© И.Г.Калабеков, Российская империя и страны мира в цифрах, 2008 - 2021
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.