Транспорт и связь в Российской империи
Автомобильный транспорт
Морской транспорт
Сводные показатели транспорта в России и США
Связь в Российской империи
Железнодорожный транспорт
Первая железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии в 1825 году. В 1830 г. созданы первые мили железных дорог в США. Первая железная дорога в России построена в 1837 году (С-Петербург - Царское Село, 12 км). Толчком для интенсивного развития железных дорог в России стала война 1853 - 1856 гг., показавшая невозможность быстрой доставки войск, боеприпасов, продуктов питания к месту боевых действий гужевым транспортом.
![Таблица: длина железных дорог в развитых странах в 1861 и 1913 гг., тыс. км.](c/c1.jpg)
По плотности железнодорожной сети Россия значительно отставала от развитых стран.
![Длина железных дорог в России и развитых странах, тыс. км, 1860 - 1918](c/c2.jpg)
![Плотность железнодорожной сети в некоторых странах в 1913 г., км на 100 км2 территории.](c/c3.jpg)
Первый паровоз в России был изготовлен в 1869 г. По объемам производства железнодорожных транспортных средств Российская империя многократно отставала от США. Так, за период 1869 - 1897 гг. в России произведено 5080 паровозов [13], в США только за 1880 - 1897 гг. - 29910 [S.2]. Данные за другие годы приведены на графиках.
![Производство паровозов в России и США, тысяч, 1880 - 1920](c/c4.jpg)
![Количество паровозов в России и развитых странах, тысяч, 1880 - 1920](c/c5.jpg)
![Производство товарных вагонов в России и США, тысяч, 1880 - 1920.](c/c6.jpg)
![Количество товарных вагонов в России и развитых странах, тысяч, 1890 - 1915.](c/c7.jpg)
В 1911 году в Российской империи было 26,3 тыс. пассажирских вагонов [5]. В 1913 г. в США - 51,7 тыс., Великобритании - 54,5 тыс., Германии (без Эльзас-Лотарингии) - 62,2 тыс. [111].
Российская империя значительно отставала от США по объемам перевозки грузов железнодорожным транспортом (в 1913 году - более чем в 8 раз) и пассажиров.
Основными грузами, перевозимыми по российским железным дорогам, были уголь, хлебные грузы, лес.
![Перевозка грузов железнодорожным транспортом, Россия и развитые стран,млн. т., 1895 - 1915](c/c8.jpg)
![Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млн. человек, 1890 - 1915](c/c9.jpg)
На 01.01.1914 70% всей российской железнодорожной сети принадлежало государству, 30% - частным лицам. Доход от деятельности железных дорог был весомой частью доходов бюджета государства (в 1913 г. он составил 25,5% от всех обыкновенных доходов, см. раздел «Бюджет»).
Основным источником энергии для железнодорожного транспорта был уголь. Расход топлива железнодорожным транспортом России в 1913 г.: уголь - 65,2%, нефть - 21,7%, дрова - 13,1% [17].
Автомобильный транспорт
Автомобильных заводов в стране не было. Автомобили в очень небольших количествах производились на непрофильных предприятиях, в частности - на Русско-Балтийском заводе. Всего, по оценкам специалистов, до войны их было произведено не более 0,4 - 0,5 тысяч. Основным источником поступления автомобилей в страну был импорт. Как видно из графиков - очень незначительный.
![Производство автомобилей (грузовых и легковых), тысяч, 1900 - 1925](c/c10.jpg)
![Количество автомобилей (грузовых и легковых) в развитых странах, 1900 - 1920.](c/c11.jpg)
Показатель | Россия | Германия | Франция | Великобритания | США |
Количество автомобилей на 1000 человек населения в 1913 г. [10] | 0.06 | 1,1 | 2,3 | 4,5 | 13 |
![Ежегодный ввоз автомобилей в Российскую империю, штук, 1900 - 1913](c/c12.jpg)
Дороги - одна из постоянных проблем России
В дореволюционной России шоссе - это всесезонная гужевая (позже - автогужевая) дорога с твердым покрытием. Но таких дорог было очень мало, дороги, в основном, были грунтовыми.
«Общее протяжение всех дорог Империи (без 8 финляндских губерний), находившихся в ведении Министерства путей сообщения и Внутренних дел, простиралось к 1 января 1913 года до 726193,6 верст, из коих на долю дорог с каменной одеждой приходилось 33708,9 или 4,6%, а вся остальная часть - 692484,7 верст, или 95,4%, состояла из грунтовых дорог, преимущественно - обыкновенных грунтовых и проселочных, а на Кавказе и в Средней Азии отчасти и вьючных путей» [11].
![Длина дорог с твердым покрытием в России и США, тыс. км. , 1904 - 1925](c/c13.jpg)
«Совершенно лишены каменных дорог 19 губерний» [11, 1914 г.]. В таблице приведена длина шоссе и замощенных дорог в некоторых губерниях на 01.01.1913 году [11, 1914 г.].
![Длина шоссу и замощенных дорог в некоторых губерниях России, т км., на 01.01.1913](c/c14.jpg)
Морской транспорт
В начале ХХ века торговый флот России был значительно меньше флотов развитых стран. При этом, если в торговом флоте Великобритании парусные суда составляли (по водоизмещению) 4,6%, Японии - 0%, то в России - 28,4% (данные за 1912 г. по [9]).
![Торговый флот развитых стран в 1912 г., чистая вместимость судов, млн. регистровых тонн.](c/c15.jpg)
![Торговый флот развитых стран в 1913 г. и в 1990 г.](c/c16.jpg)
Великобритания владела почти половиной всех торговых паровых судов в мире.
основных морских государств мира на июнь 1914 г.
![Таблица: валовой тоннаж морских торговых паровых судов крупных государств на июнь 1914 г.](c/c17.jpg)
И по темпам развития российский торговый флот в конце XIX - начала XX вв. значительно отставал от торгового флота США и других развитых стран. На графиках - наглядный пример. (Валовой тоннаж (Gross tonnage) и водоизмещение - разные характеристики судов, поэтому данные нельзя совместить на одном графике).
![Валовой тоннаж торгового флота США (паровые и моторные суда), gross tonnage, 1000000, 1890 - 1918](c/c18.jpg)
![Водоизмещение зарегистрированного торгового флота (паровые и моторные суда), млн. т, 1890 - 1915](c/c19.jpg)
Так, за 1900 - 1913 годы валовой тоннаж торгового флота США увеличился на 2,7 млн. т, водоизмещение российского флота - на 0,17 млн. т.
В 1912 г. грузоподъемность гражданских паровых и моторных судов России составила 864 тыс. т.
Структура флота представлена на диаграмме.
![Структура гражданского флота России (паровые и моторные суда) в 1912 г., проценты.](c/c20.jpg)
Власть, развивая военный флот, строительству морских торговых судов практически не уделяла внимания. В основном, российские морские торговые морские суда закупались (или строились по заказу) в Великобритании, США и др. странах.
«Столь слабое развитие у нас торгового флота происходит, прежде всего, вследствие отсутствия прочно поставленного у нас морского судостроения и общей недостаточности капиталов в России, а затем также и того обстоятельства, что, вследствие высокой стоимости эксплуатации наших судов по сравнению с таковою же иностранных, занятие мореходным промыслом не дает той выгоды, которую мог бы принести капитал, вложенный в другое какое-либо дело» [9].
«Все же, несмотря на соперничество железных дорог и препятствия на пути развития морской торговли, 3/4 российского внешнеторгового оборота в начале XX в. осуществлялось морским транспортом... В начале XX века около 92% российских морских грузоперевозок осуществлялось на иностранных судах, ниже этот показатель был только в конце XVIII века» [19]. Причем не известно, сколько из принадлежащих России торговых судов построены в России, а сколько - в других странах.
Перед войной в мировом судостроении уверенно лидировала Великобритания.
![Водоизмещение судов, спущенных на воду в крупных странах в 1913 г., тыс. т. Учтены суда водоизмещением 100 т. и более.](c/c21.jpg)
Следует отметить, что и доля товаров, перевезенных морем собственными морскими судами США, постепенно уменьшалась, и достигла в 1914 г. 11,4% (по импорту) и 8,8% (по экспорту).
![Доля товаров, перевезенных собственными морскими судами в США и из США, в процентах от общего объема товаров, перевезенного морским транспортом в США и из США, 1850 - 1914](c/c22.jpg)
Война внесла свои коррективы. Германский флот ополовинен, российский «разорван в клочья», англосаксы - «впереди планеты всей».
![Тоннаж стальные паровых и моторных судов торгового флота крупных странн, тыс. тонн, 1914 г. и 1923 г.](c/c23.jpg)
Сводные показатели транспорта в России и США
![Таблица: сводные показатели транспорта в России и США, 1913](c/c24.jpg)
Связь в Российской империи
Почтовая и телеграфная связьПоказатели почтовой связи в 1913 г. [5, 11, 111]
![Таблица: Показатели почтовой связи в 1913 г.](c/c25.jpg)
Показатели телеграфной связи в 1913 г. [5, 11, 111]
![Показатели телеграфной связи в 1913 г.](c/c26.jpg)
Развитие телефонной связи
Телефон в царской России был доступен только богатым и чиновникам. Темпы прироста количества абонентов телефонной сети были очень низкими. США лидировали в мире по скорости обеспечения населения страны телефонной связью. В 1912 г. длина линий телефонной связи в США составила 20,2 млн. км, в 1915 - 29,8 млн. км [111]. Для сравнения: в Великобритании - 2,7 млн. км, в Германии 6,7 млн. км, данные для 1913 г. [111].
![Количество установленных телефонов в США, России и Германии (количество абонентов), миллионов, 1900 - 1917.](c/c27.jpg)
© И.Г.Калабеков, Российская империя и страны мира в цифрах, 2008 - 2021
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.