Образование в Российской империи

О грамотности населения
Начальное образование
Среднее образование
Высшее образование
Сводные данные: распределение обучавшихся в Российской империи по типам учебных заведений
Данные по начальному и среднему образованию в США и странах Европы

О грамотности населения

Низший порог грамотности человека в те годы - умение как-то читать и считать.

В 1800 г. доля грамотных в России оценивается примерно в 3 - 5%.

В середине 19 века (около 1850 г.) безграмотность населения в Российской империи достигала 90 - 95%. И это - один из ярких показателей бездарности и безнравственности той власти. Для сравнения: в Швеции она составляла около 10%, в Дании, Германии, Нидерландах, Швейцарии - менее 30%, Англии - 30 - 33%, Австрии и Франции - 40 - 45% [S.44].

В 1900 году грамотность в России составляла около 30%.

Доля (%) грамотных среди населения некоторых стран в 1900 г.

«Сельское население составляло преобладающую массу населения России (в 1897 г. - 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности населения страны» [78].

Начальное образование

Оценивая систему образования Российской империи многие исследователи приводят данные по количеству школ в стране. Их было довольно много, и большая часть из них - начальные (низшие).

Количество начальных (низших) школ в Российской империи, тысяч.
Распределение начальных учебных заведения  Российской империи по подчиненности в 1900 г., проценты.

И здесь нужно учесть, что многие начальные школы в дореволюционной России - это деревенские избы с одним учителем, 2 - 3 годами обучения и очень ограниченным перечнем изучаемых дисциплин (см. ниже).

Из 8 млн. распределенных по категориям обучения обучающихся на 01.01.1912 г. 83,4% обучались в начальной (низшей) школе [11]. Кроме того, еще 6,8% обучались в частных школах всех категорий, т.е. доля обучающихся в начальных школах приближалась к 85%.

Однако «обучались» для начальной (низшей школы) - понятие условное. В конце XIX и начале XX в. срок обучения в ней составлял 3 года, причем в течение года деревенские дети учились всего 5 - 6 месяцев. «Учебный год в начальных школах городских поселений продолжается... 174 дня, в селениях - 152» [96]. Это официальные данные по столичному учебному округу.

«Крестьянин, сообразно со своими экономическими условиями, пускает детей в школу только зимой; летом, в рабочую пору, ему нужны все дети, даже и маленькие; каждому найдется свое дело; да и зимой он может пускать детей в школу не совсем исправно. Больше трех зим крестьянин также не в состоянии посылать детей в школу. Опыт показывает, что и на третью зиму значительная часть школьников не приходила в школу... Продолжительность учебного года в русской школе можно считать в пять - шесть месяцев, а за все три зимы - в 15 - 18 месяцев» [97]. В других изданиях того времени учебный год определялся вообще четырьмя месяцами.

«...нежелание родителей обучать детей часто объясняется весьма серьезными причинами, как-то: неимением теплой одежды и обуви, невозможностью, в известных случаях, обойтись без детского труда, и т. д...» [98, с. 549].

Значительное количество детей прекращали даже начальное обучение, не закончив его. В 1910 г. в С-Петербургском (столичном) учебном округе из 100 выбывших детей оставили школу:
    - по окончанию курса - 42,5%;
    - не окончив школу - 57,5% [96].

Чему, в основном, обучали в начальной школе? «Как отмечал А.В. Захаров, «Трехлетняя по курсу школа, призванная дать законченное первоначальное образование, т.е. сообщить некоторую сумму знаний, большинству учащихся дает только грамотность, умение читать и не всегда писать» [78].

«По положению о начальных народных училищах 25 мая 1874 г. предметами учебного курса народных училищ служат: а) Закон божий..., б) чтение по книгам гражданской и церковной печати, в) письмо, г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание окажется возможным» [98].

«Очевидно, что само Министерство Народного Просвещения нашло такое обучение недостаточным и переработало первоначальную программу начальных народных училищ». В 1897 году министерство предложило новшество: «...если начальная школа находится при особенно благоприятных условиях, то курс обучения может быть расширен дополнительными предметами» - русский язык (правописание и синтаксис), отечественная история и география, арифметика (простые и десятичные дроби и вычисление поверхности и объема тел) [98, с. 550]. До обязательного введения этих предметов в программу начальной школы дело не дошло.

«Расходы для начального обучения (грамоте) всех детей в России должны «составлять довольно крупную сумму - около 100 миллионов (в России на 129 миллионов жителей приходится 12 миллионов детей школьного возраста; считая обучение каждого средним числом в 9 рублей год, получится 108 миллионов. В настоящее время, по данным за 1891 г., государством, земствами и т. д. тратится около 16 миллионов)» [98, c. 547].

В 1913 г. расходы обыкновенного бюджета России на Министерство просвещения составили 143,1 млн. руб, или около 90 коп. на душу населения.

Среднее образование

Данные по империи (включая Финляндию) на 01.01.1913 сведены в таблицу, источник [11].

Тип учебного заведенияКоличество учебных заведенияКоличество обучавшихся, тысяч
Средние общеобразовательные школы1738 498,5
Средние и низшие специальные учебные заведения2477 268,7

По количеству обучавшихся в средних и низших специальных учебных заведениях лидировали духовные (82,6 тысяч), коммерческие, торговые и промышленные (53,1), технические и ремесленные (50,6), педагогические (25,3), лесные и сельскохозяйственные (13,4).

Высшее образование

Перед войной в империи специалистов с высшим образование готовили более 110 государственных и негосударственных вузов.

Сведения о государственных высших учебных заведениях Российской империи на 01.01.1913 [11]

Сведения о государственных высших учебных заведениях Российской империи на 01.01.1913

Кроме государственных в стране специалистов готовили 54 негосударственных (общественных и частных) вузов. Данные для 1913/14 г. приведены в таблице.

Сведения о негосударственных высших учебных заведениях Российской империи на 01.01.1913 [28]

Сведения о негосударственных высших учебных заведениях Российской империи на 01.01.1913

Для сравнения: в 2009/10 учебном году в вузах Российской Федерации обучалось 7,42 млн. студентов. Сопоставим количество обучающихся в Российской империи и в РФ только по одной группе специальностей. И учтем, что в Российской империи в конце 1913 г. проживало примерно 165 млн. человек, в Российской Федерации в 2005 г. - около 144.

Итак, в вузах коммерческого профиля Российской империи обучалось в 1913 г. около 13 тысяч человек. В вузах РФ в 2004 - 2009 гг. по специальностям и направлениям «Экономика и управление» обучалось в среднем около 2,2 млн. студентов. Но нужно ли стране такое число экономистов и управленцев, коммерсантов, продавцов и чиновников?

Сводные данные: распределение обучавшихся в Российской империи по типам учебных заведений на 01.01.1913

Сводные данные:  распределение обучавшихся в Российской империи по типам учебных заведений на 01.01.1913

Информация к размышлению.
  1. Более чем в 100 тысячах начальных школ Российской империи из пяти преподаваемых предметов три были связаны с церковной тематикой.
  2. По данным за 1890 год всех церквей в Европейской России было 28769, из них 27652 сельских... и 1177 городских..., во всей же Империи - 49703..., и, кроме того, часовен и молитвенных зданий 19859, - цифра, нарастающая из года в год... В 1900 году - {прибавилось} 610, в 1902 - 653 [3]».
  3. Людям, живущим в тяжелейших условиях и нищете (а таких в империи было подавляющее большинство) не нужно было много знать и много думать. Но им необходимо было прививать терпимость к власти, покорность ей, внушать в веру в светлое будущее на том свете за мучения на этом.

Данные по начальному и среднему образованию в США и странах Европы

Начальное образование в США существенно отличалось от начального образования в Российской империи. В России это 3 - 4 года обучения при низком охвате обучением детей, особенно в сельской местности. В США начальное обучение, до конца 1910-х - это обучение детей после детского сада примерно в течение 8 лет.

Контингент учащихся (государственных и частных школ) в процентах от общей численности населения США в возрасте 5 - 17 лет
Число учащихся начальных и средних общеобразовательных школ на 1000 человек населения в 1914 г.
Число учащихся начальных и средних общеобразовательных школ на 1000 человек населения.
Доля неграмотных среди населения США, 1870 - 1920

На главную

© И.Г.Калабеков, Российская империя и страны мира в цифрах, 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.