Машиностроение в Российской империи

Структура машиностроительной отрасли России
Производство сельскохозяйственной техники
Электротехническая промышленность
Авиационная промышленность
Военное судостроение

Структура машиностроительной отрасли России

Структура машиностроительной отрасли России в 1913 г.:

Структура машиностроительной отрасли России в 1913 г., проценты.

Удельный вес импорта машиностроительной продукции в потреблении России в 1913 году составил 43,6% [6].

Данные по производству автомобилей, паровозов, вагонов см. в разделе «Транспорт и связь».

Производство сельскохозяйственной техники

Эта отрасль промышленности Российской империи в начале XX века развивалась довольно быстрыми темпами. Так, за период 1901 - 1913 гг. производство сельскохозяйственной техники увеличилось в 5 раз [25]. Увеличивался и импорт сельскохозяйственной техники.

В 1900 - 1910-х в империи производились плуги, бороны, косы, серпы, конные приводы, простые уборочные машины, молотилки, машины по очистки и подготовке зерна и др. (см. таблицу ниже). Практически не производилась сложная сельскохозяйственная техника (например, грузовые автомобили, тракторы, комбайны).

Производство сельскохозяйственной техники в России и сельскохозяйственного оборудования (Farm Equipment) для внутреннего потребления в США (без грузовиков и тракторов), млн. долл., 1890 - 1920

Объем импорта Россией сельхозтехники был сопоставим с объемами внутреннего ее производства.

Таблица: валовой выпуск и импорт сельхозтехники в 1912 г., Россия, млн. руб., 1908 - 1913
Производство некоторых основных видов сельскохозяйственной техники в России

Таблица: производство некоторых основных видов сельскохозяйственной техники в России, 1908 - 1921
Производство некоторых видов сельскохозяйственной техники в США в 1920 г. [S.26]

Таблица: производство некоторых видов сельскохозяйственной в США в 1920 г.

Электротехническая промышленность

В электротехнической промышленности России действовали 20 заводов с числом рабочих 5166 (данные по территории СССР до 1939 г.) [25]. Основной продукцией (по валовому ее выпуску) был кабель.

Структура производства в электротехнической промышленности России в 1912 г., проценты

«Развитие электротехнической промышленности {России}... сдерживалось конкуренцией иностранных, главным образом, германских фирм, выпускавших электрические машины значительно дешевле русских заводов даже после оплаты товара пошлиной. Кроме того, необходимо принять во внимание, что наиболее крупные наши электротехнические заводы, монтажные конторы и значительная часть крупных электрических станций принадлежала германским электротехническим концернам и примыкающим к ним банкам, которые, естественно, стремились к максимальному ввозу электроизделий из-за границы» [25].

Авиационная промышленность

Автомобилестроение, паровозостроение, судостроение и авиастроение - ключевые отрасли, определявшие технический прогресс в машиностроительной промышленности государств в начале XX века.

В царской России до 1917 года было создано несколько небольших авиационных предприятий. Наиболее известные: «Дукс» (Москва), «ПРТВ «С.С.Щепкин и Ко»» («Гамаюн», С-Петербург), «Анатра» (Одесса), «Авиационный завод «АО воздухоплавания В.А.Лебедева» (С-Петербург).

В те годы самолеты производились, главным образом, для военных целей (разведчики, истребители, бомбардировщики). Конструкции первых самолетов были довольно простыми. «Самолеты, построенные во время войны 1914 - 1918, были, главным образом, деревянной конструкции и сварной металлической, и лишь в конце войны немцы на основе опыта постройки цеппелинов начали строить самолеты из дюралюминия» [48].

Основным сложным элементом был двигатель. «Конструкции самолетов и моторов, строившихся на русских авиазаводах, были иностранные, и только Русско-Балтийский завод выпускал большие бомбардировщики типа «Илья Муромец» конструкции Сикорского и моторы РБ 150 л.с. конструкции Киреева. Авиационные же моторы собирались, главным образом, из готовых частей, изготовленных за границей, т.к. русские заводы очень медленно переходили к полному изготовлению деталей внутри страны» [48].

«Немало удачных самолетов было создано и в России, однако из-за ошибочной ориентации русского правительства на закупки иностранной авиационной техники национальное самолетостроение не смогло получить должного развития. В период до начала первой мировой войны только самолеты И.И.Сикорского С-10, С-12 и «Илья Муромец» являлись серийными образцами русской конструкции, да и то их число было ничтожно мало по сравнению с закупаемыми и производимыми по лицензии французскими аэропланами «Ньюпор» и «Фарман»» [49]. «Лидирующее положение в конструировании самолетов и производстве авиационной техники в 1914 - 1915 гг. занимали Англия, Франция и Германия. Россия постепенно утратила одно из ведущих мест по выпуску самолетов из-за низкой технической оснащенности производства и отсутствия собственных авиадвигателей» [49].

Производство самолетов в Российской империи и развитых странах в 1914 - 1918 гг, тысяч
Таблица: авиапромышленность стран мира в 1918 г.
Производство моторов в Англии, Германии, Франции, 1914 - 1918 гг., тысяч.
Производство самолетов и моторов в России и развитых странах за период 1914 - 1918 гг., тысяч.

Средний месячный выпуск самолетов в царской России [48]:

Таблица: средний месячный выпуск самолетов и царской России, штук, 1914 - 1917

В 1918 - 1921 гг. производство самолетов резко уменьшилось (1917 г. - 1408, 1918 г. - 477, 1919 г. - 262, 1920 г. - 175, 1921 г. - 73) [50] .

Военное судостроение

В Российской империи власти большое внимание уделяли развитию военно-морского флота. В бюджете страны 1913 г. расходы по Морскому министерству составили 7,9% от общей суммы расходов, и Россия была в числе мировых лидеров по этим расходам.

Расходы на военно-морской флот в крупных странах, млн. фунтов стерлингов, 1907, 1914.

Перед войной морские военные суда и подводные лодки строились на крупных заводах в С-Петербурге, Николаеве, Риге, Таллине, а также за границей. Суда для России строились и за границей.

Военные суда строились в соответствии с утвержденными программами, накануне мировой войны - по четырем программам. Некоторые программы не были утверждены. Так, по грандиозной программе 1903 года за период до 1923 г. планировалось построить 47 эскадренных броненосцев, 20 броненосных крейсеров, 48 легких крейсеров, 16 канонерских лодок, более 500 истребителей и миноносцев, 104 подводных лодки и др. суда [51]. На строительство планировалось выделить 1,5 млрд. золотых рублей. И это при том, что основные боевые действия, в результате которых Россия и проиграла в войне, были на суше.

Следует отметить, что стоимость строительства судов на российских верфях, даже с учетом низкой стоимости рабочей силы и материалов, была выше стоимости их строительства за рубежом. Ниже приведена таблица из доклада морского генерального штаба в 1911 г.

Таблица: Стоимость постройки одной тонны водоизмещения в России и развитых странах для различных типов кораблей, руб.

Темпы строительства военных судов в Германии были существенно выше, чем в России.

Тоннаж боевых кораблей (без подводных лодок) Германии и Балтийского и Черноморского флотов Российской империи, тыс. тонн.
Информация к рамышлению: о наращивании выпуска военной продукции в Российской империи и Германии в период войны

Раздел из книги "Российская империя и страны мира в цифрах"


© И.Г.Калабеков, Российская империя и страны мира в цифрах, 2008 - 2022
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.